Вторник, 07.05.2024, 06:40
Приветствую Вас, Гость

Советы на лето!

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям в этот период не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.  Необходимо и летом продолжать работу по формированию правильной и грамотной речи ребенка собственными силами. 

Следите за произношением детей. Выполняйте артикуляционные упражнения ежедневно. Добивайтесь правильного произношения поставленных звуков. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры («мотоцикл, парикмахерская,  сковорода» и др.). Проговаривайте эти слова не спеша, чтобы ребенок успел запомнить последовательность звуков и слогов.

Пополняйте словарный запас детей новыми словами. Этому способствует беседа, совместные наблюдения, летние путешествия, новые впечатления,  получаемые детьми от походов в лес, выездов на дачу, экскурсий. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей, фруктов и т.д.), животных.

Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, просите ребенка пересказывать короткие тексты, сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время попросите детей поделится впечатлениями об увиденном за день. Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).  

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Упражнения для развития речевого дыхания:

1.    Выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики.

2.    Надувать шарики, надувные игрушки.

3.    Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой.

4.    Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе.

5.    Играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

1.  Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах.

2.  Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков.

3.  Лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру.

4.  Вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации.

5.  Расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

 

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова:

           1.     «Поймать» заданный звук среди других звуков.

           2.     Назвать слово на заданный звук.

           3.     Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

           4.     Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

           5.     Назвать в заданном слове только гласные звуки.

           6.     Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

           7.     Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?)

 

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам – игра «Один – много» (конфета – конфеты, много конфет, дерево – деревья, много деревьев и т.д.).

2. Упражнения на обучение образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов – игра «Назови ласково» (сумка- сумочка и т. д.):

3. Упражнения на подбор слов-противоположностей (антонимов) – игра «Скажи наоборот» (большой – маленький, длинный – короткий, день – ночь и т.д.).

4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5. Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок,   у   коровы - …, у слонихи - …, и т.д.

6. Упражнения на образование относительных прилагательных - игра «Какой, какая, какое?» (кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.)

7. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

 

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

1.      Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.      Сочиняйте стихи, рифмы.

3.      Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.      Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.      Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.